РД-180. О ракетных потоках лжи. Двигателей рд 180


РД-180. О ракетных потоках лжи » Военное обозрение

Не знаю, заметил кто, или нет, но случилось у нас очередное событие типа «кровавой гэбни» с массовыми расстрелами посетителей. От посещения сайта было отказано сразу нескольким читателям, вставшим на путь оплевывания всего, до чего смогут дотянуться. Половина — под американским флагом.

Но не во флаге дело, и из числа обладателей российского триколора нашлось некоторое количество яростно плюсовавших.

Речь шла, как понятно из названия, о двигателе РД-180. И о статейке умного Андрея Шипилова, который в своем пасквиле, размещённом бывшими читателями в комментариях, рассказывал «правду» об этом двигателе.

Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».

Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?

Если по Шипилову, то американский.

«Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».

Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.

«Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».

Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.

Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.

Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.

Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.

Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.

С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.

Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.

И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.

Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?

А нечем. И точка.

И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?

А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.

Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.

Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.

Здесь все то же самое.

У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.

Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.

Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.

А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.

«РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».

Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?

Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.

Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.

Ну и эпический финал от Шипилова:

«Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.

Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».

Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.

Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?

Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».

Резюме:

1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.

2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.

3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.

4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.

5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.

6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах. «Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.

Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.

ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.

Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.

«Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.

Предкамера — еще не весь двигатель.

В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.

Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».

Так что посмотрим, как все это осуществится.

Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.

Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки доказать нам исконную убогость и второстепенность.

Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.

Источники:http://shipilov.com/zhurnalistika/868-rd-180-neulovimyj-dzho-ili-skripach-ne-nuzhen.htmlhttps://versia.ru/amerikancy-bezuspeshno-pytayutsya-skopirovat-rossijskoe-raketnoe-chudohttp://engine.space

topwar.ru

РД-180 — Википедия РУ

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн[1].

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

.Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные дезинформационные слухи[2][3], патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО "Энергомаш"[4][5][6].На момент 13 апреля 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России[7]. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи с иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[8].

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

Ситуация с американским рынком сбыта

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна[9]. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[10].

В качестве замены РД-180 рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года[9]. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе United Launch Alliance (ULA) в Декейтере[11].

В начале 2017 года Blue Origin представила новый двигатель, BE-4 (в качестве горючего используется метан), который предположительно заменит РД-180 с 2020 года — ULA, занимающаяся пусками Атлас-5, и заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180[12]. Сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае того же года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя, AR1.[13]

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей ОАО «НПО Энергомаш» заявило, о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей. Издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120[14][15].

В августе 2018 года Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским ракетным двигателям РД-180, используемым в американских ракетах Atlas[16].

http-wikipediya.ru

РД-180 Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо: горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород.

История

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн[1].

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

.Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные дезинформационные слухи[2][3], патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО "Энергомаш"[4][5][6].На момент 13 апреля 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России[7]. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи с иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[8].

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

Ситуация с американским рынком сбыта

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна[9]. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[10].

В качестве замены РД-180 рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года[9]. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе United Launch Alliance (ULA) в Декейтере[11].

В начале 2017 года Blue Origin представила новый двигатель, BE-4 (в качестве горючего используется метан), который предположительно заменит РД-180 с 2020 года — ULA, занимающаяся пусками Атлас-5, и заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180[12]. Сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае того же года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя, AR1.[13]

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей ОАО «НПО Энергомаш» заявило, о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей. Издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120[14][15].

В августе 2018 года Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским ракетным двигателям РД-180, используемым в американских ракетах Atlas[16].

Модификация

Русь-М

РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии ракет-носителей Русь-М. В различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году научно-производственная организация «Энергомаш» прекратила работу над двигателем для ракет Русь-М, так как ранее Роскосмос отказался от самой ракеты[17].

См. также

Примечания

  1. ↑ Atlas V, Reuters, 13.03.2008
  2. ↑ Почему «российский двигатель РД-180» в природе не существует. АРГУМЕНТ. Проверено 2 августа 2018.
  3. ↑ Работа над ашипками. «российские двигатели РД-180» | Back in the USSR (RU). maxpark.com. Проверено 2 августа 2018.
  4. ↑ Liquid-propellant rocket engine chamber and its casing. Проверено 2 августа 2018.
  5. ↑ Liquid-propellant rocket engine with turbine gas afterburning. Проверено 2 августа 2018.
  6. ↑ Combustion chamber casing of a liquid-fuel rocket engine. Проверено 2 августа 2018.
  7. ↑ В Совфеде не исключили прекращения поставок США двигателей РД-180 в качестве ответных мер‍ (рус.), РИА Новости (20180413T1317+0300Z). Проверено 18 апреля 2018.
  8. ↑ Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели, «Взгляд».
  9. ↑ 1 2 Олег Одноколенко. Сенатор Маккейн применил санкции и против США. Независимая газета (04.06.2015). Проверено 23 июня 2015., однако он не коснулся уже приобретённых двигателей
  10. ↑ Рогозин: Россия может прекратить поставку ракетных двигателей в США. РИА Новости (13.05.2014). Проверено 23 июня 2015.
  11. ↑ ULA’s CEO talks challenges, engine plant plans for Decatur, Decatur Daily (7 February 2015). Проверено 9 февраля 2015.
  12. ↑ Котов, Михаил. И батуты свои забирайте! США больше не нужны российские ракетные двигатели (рус.), Life.ru. Проверено 11 марта 2017.
  13. ↑ [topwar.ru/116081-ispytanie-ognem.html Испытание огнем] // Военное обозрение, 21 мая 2017
  14. ↑ FT: «ракетные переговоры» России и Китая не понравятся Вашингтону — ИноТВ, ИноТВ. Проверено 26 апреля 2018.
  15. ↑ США уличили Россию в сливе Китаю технологии РД-180. Проверено 26 апреля 2018.
  16. ↑ Глава NASA заявил об «усердной» работе по отказу от российских РД-180. РБК. Проверено 13 августа 2018.
  17. ↑ Разработка двигателя для ракеты «Русь-М» полностью приостановлена\\19 июня 2013 «Лента. Ру»

Ссылки

wikiredia.ru

РД-180 — Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо: горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород.

История

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн[1].

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Видео по теме

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

.Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные дезинформационные слухи[2][3], патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО "Энергомаш"[4][5][6].На момент 13 апреля 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России[7]. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи с иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[8].

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

Ситуация с американским рынком сбыта

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна[9]. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[10].

В качестве замены РД-180 рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года[9]. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе United Launch Alliance (ULA) в Декейтере[11].

В начале 2017 года Blue Origin представила новый двигатель, BE-4 (в качестве горючего используется метан), который предположительно заменит РД-180 с 2020 года — ULA, занимающаяся пусками Атлас-5, и заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180[12]. Сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае того же года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя, AR1.[13]

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей ОАО «НПО Энергомаш» заявило, о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей. Издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120[14][15].

В августе 2018 года Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским ракетным двигателям РД-180, используемым в американских ракетах Atlas[16].

Модификация

Русь-М

РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии ракет-носителей Русь-М. В различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году научно-производственная организация «Энергомаш» прекратила работу над двигателем для ракет Русь-М, так как ранее Роскосмос отказался от самой ракеты[17].

См. также

Примечания

  1. ↑ Atlas V, Reuters, 13.03.2008
  2. ↑ Почему «российский двигатель РД-180» в природе не существует. АРГУМЕНТ. Проверено 2 августа 2018.
  3. ↑ Работа над ашипками. «российские двигатели РД-180» | Back in the USSR (RU). maxpark.com. Проверено 2 августа 2018.
  4. ↑ Liquid-propellant rocket engine chamber and its casing. Проверено 2 августа 2018.
  5. ↑ Liquid-propellant rocket engine with turbine gas afterburning. Проверено 2 августа 2018.
  6. ↑ Combustion chamber casing of a liquid-fuel rocket engine. Проверено 2 августа 2018.
  7. ↑ В Совфеде не исключили прекращения поставок США двигателей РД-180 в качестве ответных мер‍ (рус.), РИА Новости (20180413T1317+0300Z). Проверено 18 апреля 2018.
  8. ↑ Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели, «Взгляд».
  9. ↑ 1 2 Олег Одноколенко. Сенатор Маккейн применил санкции и против США. Независимая газета (04.06.2015). Проверено 23 июня 2015., однако он не коснулся уже приобретённых двигателей
  10. ↑ Рогозин: Россия может прекратить поставку ракетных двигателей в США. РИА Новости (13.05.2014). Проверено 23 июня 2015.
  11. ↑ ULA’s CEO talks challenges, engine plant plans for Decatur, Decatur Daily (7 February 2015). Проверено 9 февраля 2015.
  12. ↑ Котов, Михаил. И батуты свои забирайте! США больше не нужны российские ракетные двигатели (рус.), Life.ru. Проверено 11 марта 2017.
  13. ↑ [topwar.ru/116081-ispytanie-ognem.html Испытание огнем] // Военное обозрение, 21 мая 2017
  14. ↑ FT: «ракетные переговоры» России и Китая не понравятся Вашингтону — ИноТВ, ИноТВ. Проверено 26 апреля 2018.
  15. ↑ США уличили Россию в сливе Китаю технологии РД-180. Проверено 26 апреля 2018.
  16. ↑ Глава NASA заявил об «усердной» работе по отказу от российских РД-180. РБК. Проверено 13 августа 2018.
  17. ↑ Разработка двигателя для ракеты «Русь-М» полностью приостановлена\\19 июня 2013 «Лента. Ру»

Ссылки

wiki2.red

РД-180 — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо: горючее — керосин, окислитель — жидкий кислород.

История

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн[1].

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Описание конструкции

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

Использование

На 2009 год являлся экспортным двигателем. Все права на использование РД-180 в США принадлежали подразделению космических систем (англ. Space Systems Division) General Dynamics (США), которые в начале 1990-х были выкуплены Lockheed Martin для применения на одноразовых носителях Атлас (Атлас III и Атлас V).Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. На сегодняшний момент[когда?] всё производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[2].

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне «Lunar Reconnaissance Orbiter» (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу «Mars Reconnaissance Orbiter» (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011) и «MAVEN» (2013), миссию за грунтом астероида «OSIRIS-REx» (2016).

Возможные перебои с поставкой

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014), политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Atlas V». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна[3]. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[4].

В качестве замены РД-180 рассматривается новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года[3]. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии, на заводе ULA в Декейтере[5].По состоянию на конец января 2016 года США пока не могут найти альтернативы российским РД-180, и должны приобрести ещё по крайней мере 18 единиц с тем, чтобы поддерживать конкуренцию среди американских разработчиков. Таким стал ответ военного руководства Соединенных Штатов на очередную попытку группы сенаторов во главе с Д. Маккейном добиться отказа от РД-180.[6]

Модификация

Русь-М

РД-180В для первой ступени планировалось использовать в новой разработке — серии ракет-носителей Русь-М. В различных модификациях ракеты могло использоваться от 1 до 5 двигателей. Но в 2013 году научно-производственная организация «Энергомаш» прекратила работу над двигателем для ракет Русь-М, так как ранее Роскосмос отказался от самой ракеты[7].

См. также

Напишите отзыв о статье "РД-180"

Примечания

  1. ↑ [www.reuters.com/article/pressRelease/idUS175487+13-Mar-2008+PRN20080313 Atlas V], Reuters, 13.03.2008
  2. ↑ [www.vz.ru/news/2014/5/2/684906.html Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели,] «Взгляд».
  3. ↑ 1 2 Олег Одноколенко. [www.ng.ru/armies/2015-06-04/2_makkein.html Сенатор Маккейн применил санкции и против США]. Независимая газета (04.06.2015). Проверено 23 июня 2015., однако он не коснулся уже приобретённых двигателей
  4. ↑ [ria.ru/world/20140513/1007634524.html Рогозин: Россия может прекратить поставку ракетных двигателей в США]. РИА Новости (13.05.2014). Проверено 23 июня 2015.
  5. ↑ [www.decaturdaily.com/news/ula-s-ceo-talks-challenges-engine-plant-plans-for-decatur/article_8ba49046-af4a-11e4-97ef-ff58591d43fc.html ULA’s CEO talks challenges, engine plant plans for Decatur], Decatur Daily (7 February 2015). Проверено 9 февраля 2015.
  6. ↑ [www.rg.ru/2016/01/28/dvigateli-site.html США признали невозможность отказа от российских ракетных двигателей]. Российская газета. Проверено 28 января 2016.
  7. ↑ [lenta.ru/news/2013/06/19/stop/ Разработка двигателя для ракеты «Русь-М» полностью приостановлена\\19 июня 2013 «Лента. Ру»]

Ссылки

  • [www.npoenergomash.ru/dejatelnost/engines/rd180/ НПО «Энергомаш»: Двигатель РД-180]
  • [www.lpre.de/energomash/RD-180/index.htm Спецификация и конструкция РД-180]
  • [www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/210/article_30.shtml Новости космонавтики: «Atlas 3A — новая старая ракета»]
  • [www.pw.utc.com/vgn-ext-templating/v/index.jsp?vgnextoid=ca0d0030296eb010VgnVCM1000000881000aRCRD Официальная страница «Pratt & Whitney», посвященная РД-180 (en)]
  • [www.astronautix.com/engines/rd180.htm РД-180 на «Astronautix.com» (en)]
  • [www.youtube.com/watch?v=UUpIcJ0hJZM стендовые испытания РД-180 (видео)]

Отрывок, характеризующий РД-180

22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт. – Нет, бг'ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца. Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом. Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов. Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне. Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито. Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова. Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо. Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке. Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели. Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик. Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги. Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево. – Э, чег'т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался. «Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова. Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился. – Едет кто то, – сказал он. Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым. – Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова. Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.

wiki-org.ru

РД-180 — WiKi

РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.

В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5». Цена одного двигателя по состоянию на 2010 год составляла $9 млн[1].

РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмёрки (июнь 1997 года, Денвер, США).

Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.

Массовое соотношение окислителя и горючего — 2,72, дросселирование возможно в диапазоне 40-100 %.

.Так как целью программы использования двигателя являются запуски коммерческих спутников и спутников правительства США, то для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 считается Pratt & Whitney. При этом, несмотря на распространяемые в интернет-СМИ и блогах многочисленные дезинформационные слухи[2][3], патентные права на конструкцию двигателя принадлежат НПО "Энергомаш"[4][5][6].На момент 13 апреля 2018 года всё производство двигателя сосредоточено в России[7]. Продажа осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи с иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются[8].

Космические запуски с использованием РД-180 включают миссию к Плутону «Новые горизонты» (2006), миссию к Луне Lunar Reconnaissance Orbiter (2009), аппарат для исследования Солнца «Обсерватория солнечной динамики» (2010), миссию к Юпитеру «Юнона» (2011), миссии к Марсу Mars Reconnaissance Orbiter (2005), «Марсианская научная лаборатория» (2011), MAVEN (2013) и InSight (2018), миссию за грунтом астероида OSIRIS-REx (2016).

Ситуация с американским рынком сбыта

В связи с ухудшением российско-американских отношений (с 2014) политики обеих стран выдвигали предложения о прекращении поставок двигателя, используемых в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5». В частности, запрет на закупки двигателя введён поправкой Джона Маккейна[9]. С инициативой запрета использования двигателя для военных запусков США выступил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин[10].

В качестве замены РД-180 рассматривался новый двигатель, на разработку которого Пентагоном выделено 160 млн долларов. Ожидается, что он будет готов к использованию не ранее 2019 года[9]. Альтернативным вариантом является разворачивание производства РД-180, по имеющейся у США лицензии (до 2030 года), на заводе United Launch Alliance (ULA) в Декейтере[11].

В начале 2017 года Blue Origin представила новый двигатель, BE-4 (в качестве горючего используется метан), который предположительно заменит РД-180 с 2020 года — ULA, занимающаяся пусками Атлас-5, и заключила контракт с миллиардером Джеффом Безосом на создание аналога российского РД-180[12]. Сообщается об успешном продвижении работ. Её конкурент, Aerojet Rocketdyne, в мае того же года провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя, AR1.[13]

В январе 2018 года Financial Times со ссылкой на представителей ОАО «НПО Энергомаш» заявило, о том, что китайская компания Great Wall Industry ведет переговоры о покупке технологии ракетных двигателей. Издание отмечало, что РД-180 развивает в три раза большую тягу, чем самый мощный китайский двигатель YF-100, который создан на основе более раннего двигателя РД-120[14][15].

В августе 2018 года Директор NASA Джим Брайденстайн в интервью телеканалу C-Span заявил, что американские разработчики трудятся над тем, чтобы создать альтернативу российским ракетным двигателям РД-180, используемым в американских ракетах Atlas[16].

ru-wiki.org

Эксперт прокомментировал закупку США двигателей РД-180

11:1431.07.2018

(обновлено: 11:17 31.07.2018)

103461062

НПО "Энергомаш" и американская United Launch Alliance заключили новое соглашение о поставке в США ракетных двигателей РД-180, сообщили в "Энергомаше". Эксперт Игорь Афанасьев в эфире радио Sputnik отметил, что США пока не могут обойтись без наших ракетных двигателей.

НПО "Энергомаш" и United Launch Alliance (ULA) заключили новое соглашение о поставке США ракетных двигателей РД-180, заявил в интервью РИА Новости генеральный директор "Энергомаша" Игорь Арбузов.

"Мы подписали контракт уже на 2020 год, в рамках которого поставим нашим партнерам еще шесть двигателей РД-180", – рассказал он.

Двигатели РД-180 работают на первой ступени американских ракет Atlas 5.

Эксперт: в NASA прекрасно понимают последствия отказа от российских РД-180В 1997 году Москва и Вашингтон заключили соглашение почти на миллиард долларов о поставках 101 двигателя РД-180.

Два года назад конгресс ввел запрет на их использование после 2019 года, но затем отменил его, так как стало ясно, что свои двигатели в течение ближайших трех лет США не создадут. Сразу после этого консорциум ULA по просьбе Пентагона заказал у "Энергомаша" дополнительно 20 РД-180.

Ранее сообщалось, что ULA, скорее всего, продолжит использовать двигатели российского производства ориентировочно до 2024-2025 года или даже до 2028-го.

Помимо РД-180, Россия поставляет в США двигатели РД-181. Они разработаны и производятся НПО "Энергомаш" в рамках заключенного в декабре 2014 года контракта с компанией Orbital ATK. Двигатели предназначены для установки на американские ракеты-носители Antares.

В эфире радио Sputnik эксперт в области средств выведения, редактор российского журнала "Новости космонавтики" Игорь Афанасьев изложил историю вопроса. 

"Двигатель  РД-180 создан по заказу США в середине 90-х годов на базе разработок, проведенных в СССР по двигателю РД-171 для системы "Энергия"-"Буран". Двигатель РД-180, в отличие от РД-171 – двухкамерный, приспособлен для установки на американские ракеты-носители семейства Atlas. Поставки начались в конце 90-х годов и, как видим, продолжаются по сей день. Несмотря на то, что политическая обстановка для этого очень неблагоприятная, США не могут обойтись без этих наших двигателей для ракеты Atlas, хотя интенсивно ведут собственные разработки в этом направлении. И даже заявляют о том, что в ближайшее время начнутся испытания двигателей на замену РД-180 и что со временем они уйдут от зависимости от российских двигателей. Но я думаю, что случится это не сегодня, и какое-то время их ракеты будут летать с двигателем РД-180", – сказал Игорь Афанасьев.

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наши ВКонтакте и Facebook. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.

У радио Sputnik также есть Instagram. А еще вы можете найти нас в Одноклассниках. Присоединяйтесь!

ria.ru